Wednesday, October 29, 2014

Лёгкая прогулка по семи дням творения. День 5

1.20. И сказал Эло'им: да воскишит вода кишением живых существ, а над землей, по небесному своду пусть полетит птица
И сотворил Эло'им рыб больших и все существа живые, пресмыкающихся, которыми воскишела вода, по роду их, и всех птиц крылатых по роду их. 
И увидел Эло'им, что это хорошо. 
И благословил их Эло'им, сказав: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. 
И был вечер, и было утро: день пятый. 

С пятого дня творения начинается создание абсолютно нового свойства материи, наполненной некой загадочной энергией "нефеш хая" (נֶפֶשׁ חַיָּה) - душой живой. 
 Хая (חַיָּה) - жизнь, это свобода движения в пространстве, и активное противодействие попыткам связать эту свободу.
Растениям тоже свойственно движение как рост и размножение. И нельзя сказать, что в растениях нет жизни, но в их жизни нет свободы, они накрепко привязаны к земле.
Нефеш (נֶפֶשׁ) - душа и это нечто, инициирующее в животном осознание самого себя, как нечто отделенного от остального мира. Нефеш - запускает механизм инстинктов и создает у животного ощущение, что в мире есть только его "я" и все для меня.

..кишением живых существ - "шерец нефеш хая".
Шерец (שֶׁרֶץ) – маленькое насекомое, и здесь это своего рода наименьшая частица, обладающая нефеш хая. Это всякая мелкая кишащая тварь, которая бегает (рац) и обладает независимым движением. 
Слово "воскишит" используют, когда говорят о созданиях способных перемешаться во всех плоскостях, как рыбы и птицы.
Воскишит - значит этой твари в воде должно быть не просто много, но она никогда не должна исчезнуть.
Другими словами, Эло'им повеливает, что бы каждая даже самое мизерное существо, предназначенное для жизни, обладало душой нефеш хая, т.е. способностью самостоятельного движения и размножения.
И первые такие существа зарождаются в воде. Вода -  это жизнь.  И вода символизирует хесед, милосердие. Вода, как основной элемент нашего мира, сплошная загадка, нечто выходящее за пределы нашего понимания.
И неудивительно, что первый эксперимент с нефеш хая, Эло'им сотворил в воде.

..и крылатые да полетят / воспарит  (יְעוֹפֵף)  над землею, по тверди небесной.
Жизнь зарождается в среде жидкости и газов. которые суть нижние и верхние воды, но земли.
Есть разные мнения откуда воспарили эти крылатые, но Талмуд говорит, что они из той среды, что и не вода, и не земля - из болота. 
Крылатые, это и насекомые и птицы. Но как мы увидим ниже - это все же насекомые.

1.21. И сотворил Эло'им в водах огромных животных (таниним) и всяких душ живых пресмыкающихся, которые двигаются в воде, по роду их, и всех птиц крылатых, по роду их. И увидел Эло'им, что хорошо.
Ранее своим "Да воскишит.. " Эло'им объявил о начале нового этапа его творения. В переводе на научные эволюцонные периоды, можно сказать, что Элоим объявил о новом периоде развития жизни на земле, например, Эдиакарского или Кембрийского.  
Он сказал и вода породила всякую мелкую тварь, что в воде, и всякую мелочь летающую.
Но огромных рыб и птиц Эло'им создал сам, потому что, как рассказывает мидраш, сама вода такое породить не может.
И все ранее созданные мелкие твари, стали питанием для больших рыб и птиц. 
А огромные таниним (תַּנִּינִם), которые можно понять, как киты, придали жизни на земле гармонию и жизненаполненность.

В "И сотворил Эло'им ..." 
используется слово "бара" (בְרָא), которое в Берешит, подразумевает, что Он силой своей волей создал что-то абсолютно новое. Такой способ создания закрывает вопрос, что было раньше "яйцо или курица". 
Раньше все было и все сразу. Все появилось в готовом виде, что-то большее и старшее, что-то младшее.
Так же и с птицами. Эло'им создал их в этот день всех по роду их.

Птицы стали первыми созданиями, что начали строить свои гнезда на земле поэтому, их привязывают и к шестому дню творения, когда появились животные. Птицы имеют отношение и к водам и к земле. И чешуя на их ногах, как отметина о месте и дне их зарождения, в четверг - в "рыбный день".  

Сказав плодитесь и размножайтесь Эло'им внес в инстинкт животных, как закон, не только влечения к размножению и порождению себе подобных в многочисленном виде, но и заботу о своем потомстве. И нефеш хая наполнилась новым осмысление своего существования. Конечно, это пока рыбная и "куриная" душа, но не все же сразу.

И благословил их Эло'им, сказав: Плодитесь и размножайтесь, наполняйте воды морей, а птицы пусть размножаются на земле.
Настал вечер, настало утро. День пятый.
Благословление рыб освобождает их от труда по добыче пропитания, и они существуют за счет милости Эло'им. 
Данные благословления больше относится к рыбам. Потому что птицы, как и всякая живая плоть на земле, погибла во время потопа. Но благословлённая Эло'им рыба сохранилась. Иначе, что бы Ноах и его подопечные ели после выхода на сушу.
День пятый, был этапом создания первых живых душ и первого благословения Эло'им. Поэтому число 5 будет символизировать благословление на успех.
И мы вспомним, что у нас 5 книг Торы, а Шавуот назначен на 50 день после Песаха.
Выкуп первенца стоит 5 шекелей, а жертвенник в мишкане был 5 * 5 * 3 локтя.
Ноху было 500 лет, когда у него родились три сына.
В Талмуде сказано, что тот, кто родился в пятый день недели (четверг) - будет как творящий для других милость и добро.

В духовной проекции рыбы среди животных, как праведники среди нас.
И есть обычай в шабат есть что-то с рыбой, которая была благословлённая в 5-й день, как и шабат в 7-ой.
И есть много интересных символов у шабатной рыбы, которые можно прочитать здесь: http://www.moshiach.ru/food/fish/9392.html

Кабала объясняет это в своем стиле - духовный корень рыб очень высок и души праведников иногда возвращаются в этот мир. Но это происходит, в основном, через тело рыбы, так как рыба в этом мире выражает наиболее высочайший уровень связи со своим источником жизни, водой. 
Так что ешьте праведную рыбу в шабат, не забудьте.

No comments:

Post a Comment